Аннотация к рабочей программе русский язык ( 10-11

Аннотация к рабочим программам по русскому языку 10-11 класс
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного
стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на
основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения
русского языка в 10-11 классах на базовом уровне. Составлена из расчета 3 часа в неделю.
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки
учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А.
Мищериной. «Русский язык. 10-11 классы» и обеспечивает восполняющее повторение при
подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому
языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык»,
однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и
взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет
учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и
представить русский язык как систему. Система расположения материала, полнота изложения
теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д.
направлены

на

достижение

воспитательных,

образовательных,

информационных

целей,

обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической,
культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». В
соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении
русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового,
стилистического и других видов лингвистического анализа.
Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование,
составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из
истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение
которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников,
анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического
кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и
ученых – русистах;
овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся;
совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения
пользоваться различными лингвистическими словарями. Коммуникативная компетенция -

совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и
письменной речи;
умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих

опыту,

интересам,

психологическим

особенностям

учащихся

старшей

школы.Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры,
национально- культурной специфика русского языка;
расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа;
совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Цели обучения русскому языку


Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:



воспитание гражданина и патриота;



формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;



осознание национального своеобразия русского языка;



овладение культурой межнационального общения;



развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации;

информационных

умений

и

навыков;

навыков

самоорганизации

и

саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего
гуманитарного образования;


углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной
развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме,
и еѐ функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;



овладение

умениями

опознавать,

анализировать,

сопоставлять,

классифицировать

языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях
давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и
факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и
разграничивать варианты норм и речевые нарушения;


применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и
целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в объеме 102 часа. Из
школьного компонента добавлен 1 час в неделю, за год 102 часа. Итого по учебному плану
образовательного учреждения МКОУ МПЛ № 2 на изучение русского языка в 10 классе -102часа в
год(3 часа в неделю) и в 11 классе-102 часа в год (3 часа в неделю)

Используемый учебно-методический комплект: 1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина
М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское
слово, 2013. 2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.:
Русское слово, 2013.
Познавательная деятельность.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:


функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка
в развитии русского языка, формах существования русского национального языка,
литературном языке и его признаках;



системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;



понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского
литературного языка;



компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;



основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным
текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально- культурной и
деловой сферах общения;

Уметь:


проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов,
допускающих неоднозначную интерпретацию;



разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковой нормы;



проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, письменные высказывания с
точки

зрения

языкового

оформления,

эффективности

достижения

поставленных

коммуникативных задач;


объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других
народов; аудирование и чтение



использовать

разные

виды

чтения

(ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-

реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;


извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;



владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного
текста; говорение и письмо



создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный
текст;



применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в
собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;



применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;



соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;



углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических
наук и получения высшего филологического образования;



совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;



увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга
используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке
через наблюдение за собственной речью;



развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;



удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;



самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.

Информационно- коммуникативная деятельность: Развитие навыка сотрудничества со
взрослыми и сверстниками, готовность вести диалог и слушать собеседника
Рефлексивная деятельность. В процессе освоения программы формируется активное
отношение учащихся к освоению собственного опыта учебной деятельности: самонаблюдение,
самоанализ, сравнение, самовосприятие.
Содержание программы
10 класс
1.Введение
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как
язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.

2.Лексика. Фразеология. Лексикография
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии.
Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительновыразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их
употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные
слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления
(диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия
 Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
 Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.  Орфоэпия
и орфоэпические нормы.
4. Морфемика и словообразование
 Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова.
Морфемный разбор.


Словообразование

и

формообразование.

Основные

способы

словообразования.



Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
5.Морфология и орфография:
 Принципы русской орфографии Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы
русской орфографии. Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в
корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание проверяемых,
непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в
приставках. Правописание гласных И и Ы после приставок. Правописание Ъ и Ь. Употребление
строчных и прописных букв. Правила переноса.
 Имя существительное Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды,
род, число, падеж и склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор. Правописание падежных окончаний. Правописание гласных в
суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.  Имя
прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень
сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический

разбор.

Правописание

окончаний.

Правописание

суффиксов

имён

прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание
сложных имён прилагательных.
 Имя числительное Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён
числительных. Правописание и употребление числительных.
 Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор. Правописание
местоимений.
 Глагол и его формы
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение,
время, спряжение. Морфологический разбор. Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Н и НН в суффиксах
причастий и отглагольных прилагательных.
 Наречие, слова категории состояния
Наречие как часть речи. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание
наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор.
 Служебные части речи Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей
речи. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание
предлогов. Союз. Основные группы союзов, их правописание. Частицы, их разряды. Частицы НЕ и
НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
11 класс.
 Синтаксис и пуктуация.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные
принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
 Словосочетание
Классификация

словосочетаний.

Виды

синтаксической

связи.

Синтаксический

разбор

словосочетания.
 Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое
предложение Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной
окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре.
Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между
подлежащим

и

сказуемым.

Распространенные

и

нераспространенные

предложения.

Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении.
Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и

неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки
препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные
обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные
члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при
сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не
связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных
словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при
междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно- восклицательные слова. Сложное
предложение Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в
сложноподчиненном

предложении

с

одним

сложноподчиненного

предложения

с

одним

придаточным.
придаточным.

Синтаксический
Знаки

разбор

препинания

в

сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор
сложноподчиненного предложения с

несколькими придаточными. Знаки препинания в

бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном
предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки
препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой
речью Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при
диалоге. Знаки препинания при цитатах.
 Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире.
Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие
знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
 Культура речи.
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи
и еѐ основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого
поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и
их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура
учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи.
Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
 Стилистика.
Cтилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также
изобразительно-выразительные

средства.

Функциональные

стили.

Классификация

функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.
Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи. Текст. Закономерности
построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К.
Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Учебно-методическое обеспечение Учебно-программные материалы:
 Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования,
утверждённого приказом Минобразования РФ 5 марта 2004 года №1089.
 Примерная программа среднего (полного) образования по русскому языку.
 Сборник нормативных документов Русский язык в общеобразовательных учреждениях с
русским языком обучения. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа, 2011.
Учебно-справочные материалы:
1) Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т.М. Воителева,
К.А. Войлочкова, Н.А. Герасимова и др. – 2 –е издание - М.: Дрофа, 1999
2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук.
Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998
Материально-техническое обеспечение и электронно-образовательные ресурсы:


использование компьютерных презентаций



сайт fipi.ru



сайт ege.yandex.ru



электронный репетитор «Русский язык»(система обучающих тестов)



обучающая программа «Фраза»



орфотренажер «Грамотей»



Сайт Грамота.ру



Образовательный портал «Решу ЕГЭ»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87239) 2-15-18

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».