Аннотация к рабочим программам по русскому языку 10-11 класс
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного
стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на
основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения
русского языка в 10-11 классах на базовом уровне. Составлена из расчета 3 часа в неделю.
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки
учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А.
Мищериной. «Русский язык. 10-11 классы» и обеспечивает восполняющее повторение при
подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому
языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык»,
однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и
взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет
учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и
представить русский язык как систему. Система расположения материала, полнота изложения
теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д.
направлены
на
достижение
воспитательных,
образовательных,
информационных
целей,
обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической,
культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык». В
соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении
русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового,
стилистического и других видов лингвистического анализа.
Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование,
составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из
истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение
которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников,
анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического
кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и
ученых – русистах;
овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся;
совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения
пользоваться различными лингвистическими словарями. Коммуникативная компетенция -
совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и
письменной речи;
умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения,
соответствующих
опыту,
интересам,
психологическим
особенностям
учащихся
старшей
школы.Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры,
национально- культурной специфика русского языка;
расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа;
совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации;
информационных
умений
и
навыков;
навыков
самоорганизации
и
саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего
гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной
развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме,
и еѐ функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого
поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение
умениями
опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать
языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях
давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и
факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и
разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в
профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и
целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в объеме 102 часа. Из
школьного компонента добавлен 1 час в неделю, за год 102 часа. Итого по учебному плану
образовательного учреждения МКОУ МПЛ № 2 на изучение русского языка в 10 классе -102часа в
год(3 часа в неделю) и в 11 классе-102 часа в год (3 часа в неделю)
Используемый учебно-методический комплект: 1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина
М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское
слово, 2013. 2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.:
Русское слово, 2013.
Познавательная деятельность.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка
в развитии русского языка, формах существования русского национального языка,
литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского
литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным
текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально- культурной и
деловой сферах общения;
Уметь:
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов,
допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения
языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, письменные высказывания с
точки
зрения
языкового
оформления,
эффективности
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других
народов; аудирование и чтение
использовать
разные
виды
чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного
текста; говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный
текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в
собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических
наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга
используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке
через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.
Информационно- коммуникативная деятельность: Развитие навыка сотрудничества со
взрослыми и сверстниками, готовность вести диалог и слушать собеседника
Рефлексивная деятельность. В процессе освоения программы формируется активное
отношение учащихся к освоению собственного опыта учебной деятельности: самонаблюдение,
самоанализ, сравнение, самовосприятие.
Содержание программы
10 класс
1.Введение
Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как
язык межнационального общения народов России.
Международное значение русского языка.
Литературный язык и диалекты.
Основные функциональные стили.
2.Лексика. Фразеология. Лексикография
Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии.
Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительновыразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их
употребление.
Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.
Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные
слова).
Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления
(диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)
Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.
Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.
Лексикография. Виды лингвистических словарей.
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия
Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия
и орфоэпические нормы.
4. Морфемика и словообразование
Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова.
Морфемный разбор.
Словообразование
и
формообразование.
Основные
способы
словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
5.Морфология и орфография:
Принципы русской орфографии Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы
русской орфографии. Правописание проверяемых , непроверяемых и чередующихся гласных в
корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание проверяемых,
непроизносимых и двойных согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в
приставках. Правописание гласных И и Ы после приставок. Правописание Ъ и Ь. Употребление
строчных и прописных букв. Правила переноса.
Имя существительное Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды,
род, число, падеж и склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический разбор. Правописание падежных окончаний. Правописание гласных в
суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Имя
прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень
сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический
разбор.
Правописание
окончаний.
Правописание
суффиксов
имён
прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание
сложных имён прилагательных.
Имя числительное Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор. Склонение имён
числительных. Правописание и употребление числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор. Правописание
местоимений.
Глагол и его формы
Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение,
время, спряжение. Морфологический разбор. Причастие и деепричастие как глагольные формы.
Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Н и НН в суффиксах
причастий и отглагольных прилагательных.
Наречие, слова категории состояния
Наречие как часть речи. Морфологический разбор. Слитное, раздельное и дефисное написание
наречий. Слова категории состояния. Морфологический разбор.
Служебные части речи Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей
речи. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание
предлогов. Союз. Основные группы союзов, их правописание. Частицы, их разряды. Частицы НЕ и
НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
11 класс.
Синтаксис и пуктуация.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные
принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация
словосочетаний.
Виды
синтаксической
связи.
Синтаксический
разбор
словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое
предложение Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной
окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре.
Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между
подлежащим
и
сказуемым.
Распространенные
и
нераспространенные
предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении.
Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки
препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и
неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки
препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные
обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные
члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при
сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не
связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных
словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при
междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно- восклицательные слова. Сложное
предложение Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении
с
одним
сложноподчиненного
предложения
с
одним
придаточным.
придаточным.
Синтаксический
Знаки
разбор
препинания
в
сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор
сложноподчиненного предложения с
несколькими придаточными. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном
предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном
предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки
препинания в периоде. Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой
речью Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при
диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире.
Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие
знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи.
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Культура речи
и еѐ основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Соблюдение норм речевого
поведения в различных ситуациях и сферах общения. Основные коммуникативные качества речи и
их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура
учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи.
Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
Стилистика.
Cтилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также
изобразительно-выразительные
средства.
Функциональные
стили.
Классификация
функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.
Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи. Текст. Закономерности
построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Из истории русского языкознания. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К.
Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов.
Учебно-методическое обеспечение Учебно-программные материалы:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования,
утверждённого приказом Минобразования РФ 5 марта 2004 года №1089.
Примерная программа среднего (полного) образования по русскому языку.
Сборник нормативных документов Русский язык в общеобразовательных учреждениях с
русским языком обучения. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа, 2011.
Учебно-справочные материалы:
1) Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т.М. Воителева,
К.А. Войлочкова, Н.А. Герасимова и др. – 2 –е издание - М.: Дрофа, 1999
2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук.
Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998
Материально-техническое обеспечение и электронно-образовательные ресурсы:
использование компьютерных презентаций
сайт fipi.ru
сайт ege.yandex.ru
электронный репетитор «Русский язык»(система обучающих тестов)
обучающая программа «Фраза»
орфотренажер «Грамотей»
Сайт Грамота.ру
Образовательный портал «Решу ЕГЭ»
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)