Аннотация к рабочей программе литература (5-9 класс)

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература»
(предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной) 5-9 классы
Рабочая программа по литературе является составной частью основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ «Салабайкасинская ООШ».
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (с изменениями, утв. приказом Минобрнауки от 29 декабря 2014 г. № 1644); с
учетом: примерной основной образовательной программы основного общего образования,
авторской программы по литературе.
Рабочая программа соответствует учебно-методическому комплекту, который включает:
• В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература – 5, ч.1, 2. ОАО «Издательство
«Просвещение», 2018;
• В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. / Под ред. В.Я.Коровиной Литература – 6 в
2 ч. ОАО «Издательство «Просвещение», 2016;
• В.Я.Коровина Литература – 7, ч.1,2 М.: Просвещение, 2014.
• В.Я.Коровина Литература – 8, ч.1,2 М.: Просвещение, 2017.
• В.Я.Коровина Литература – 9, ч.1,2 М.: Просвещение, 20014.
Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о содержании, смыслах и
языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия
и понимания литературных произведений, выражения себя в слове, а также на развитие
эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления. Через
литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и эстетических
традиций русской и мировой культуры. Знакомство с фольклорными и литературными
произведениями разных времен и народов, их, обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют
учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру
многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию
гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать
родную культуру в контексте мировой. Стратегическая цель изучения литературы в школе –
формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов. Это предполагает постижение художественной литературы как
вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и
пониманию смысла самых различных литературных произведений и самостоятельному
истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. На основе формируемого при этом
навыка у учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для
выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, рефлексии,
формируется художественный вкус. Изучение литературы в основной школе (5-9 классы)
закладывает для достижения этих целей необходимый фундамент. Основным объектом изучения
литературы как школьного предмета является литературное произведение в его жанрово-родовой и
историко-культурной специфике, а предметом литературного образования в целом – системная
деятельность школьников по освоению навыков культурного чтения и письма, последовательно
формирующихся на уроках литературы. Изучение литературы в школе решает следующие
образовательные задачи:
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором
произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и
изучения литературы для своего дальнейшего развития;
• формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных
ценностей народа, к особому способу познания жизни;
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры
своего народа, мировой культуры;

• развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым
образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п.;
• формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным
художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и
народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие коммуникативно- эстетических способностей через активизацию речи, творческого
мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в
основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на решение этих задач,
которое может быть условно завершено лишь в старшей школе. Следует учитывать, что и само
решение этих задач – специфично, достигаемый результат – не четкий и окончательный; скорее
результатом будет создание условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие
задачи описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают
процессуальность). Особенности программы по литературе Программа по литературе строится с
учетом: − лучших традиций отечественной методики преподавания литературы; − традиций
изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в
школьной практике; − традиций научного анализа, а также художественной интерпретации
средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в
национальный литературный канон; − необходимой вариативности любой программы по литературе
при сохранении обязательных базовых элементов содержания; − соответствия рекомендуемых к
изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям учащихся; −
требований современного исторического контекста; − количества учебного времени, отведенного на
изучение литературы.
Программа дает автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам
обучения и четвертям, в выстраивании собственной логики его компоновки.
В соответствии с действующим законодательством «образовательные программы
самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную
деятельность». Это значит, что конкретный учитель, опираясь на ФГОС и примерную программу,
разрабатывает собственную рабочую программу в соответствии с локальными нормативными
правовыми актами образовательной организации. Он может также воспользоваться программами
других авторов (например, авторов того или иного учебника), при необходимости доработав их. При
этом он имеет право опираться на какую-то одну линию учебников, использовать несколько
учебников или учебных пособий. Законодательство требует соответствия разработанной программы
Федеральному государственному образовательному стандарту и учета положений данной примерной
образовательной программы.
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и
их авторов. Также в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанровотематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список
теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.
Количество часов на изучение предмета: 5, 6, 9 классы: в неделю – 3 часа, в год – 102 часа; 7, 8
классы: в неделю – 2 часа, в год – 68 часов. Текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация проводятся в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87239) 2-15-18

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».